+ 7 (910) 486-44-33
многоканальный часы работы с 9:00 до 18:00
bg-map.png                      f20120910141559-korzina PNG 3.png
Заказ техники:
Ваша корзина пуста

Снегоуборочные машины: ликбез, советы по выбору, классификация

Широкое распространение получили машины двух типов — шнековые и шнеко-роторные, или одно- и двухступенчатые соответственно. Разница между ними заключается в конструкции рабочей системы. У машин первого типа она состоит только из шнеков, которые подгребают снег к центру ковша и выбрасывают его через выпускной желоб. У двухступенчатых агрегатов снег выбрасывает ротор — крыльчатка, вращающаяся намного быстрее шнеков.

Для расчистки узких извилистых дорожек и небольших площадок вполне подойдут легкие и компактные одноступенчатые модели. Для более крупных площадей, таких как подъездные пути, дорожки в парках и зонах отдыха, парковки, оптимальны более производительные шнеко-роторные. Самые «крутые» агрегаты справятся с обслуживанием коттеджных поселков и домов отдыха.

Мощность двигателя у шнековых машин обычно не превышает 5 л.с. У шнеко-роторных этот параметр колеблется в пределах 5–13 л.с., хотя бывают и отклонения в ту или иную сторону. На одноступенчатые агрегаты ставят электрические, бензиновые 2-тактные и 4-тактные моторы, на двухступенчатые — только «четырехтактники».

Шнеко-роторные снегоотбрасыватели в подавляющем большинстве самоходные, за исключением самых легких и маломощных моделей. Внешне машины разных производителей похожи друг на друга. Поэтому при выборе следует принимать во внимание множество параметров, не всегда бросающиеся в глаза при осмотре. Ниже приведены некоторые из них.

Двигатель

Наиболее характерный признак «зимнего» мотора — отсутствие воздушного фильтра. Зимой он только помеха — забивается снежной пылью и обмерзает, превращаясь в заглушку. А «обычной» пыли зимой все равно нет. Зато она есть в любое другое время года, и поэтому снегоуборщик нельзя эксплуатировать круглогодично, как мотоблок.

На машины профессионального класса часто ставят гильзованные моторы, они более ремонтопригодны.

Все бензиновые модели снабжены ручным стартером со шнуром. На маломощных есть только ручной запуск, на более серьезных — еще и электростартер. Он бывает двух видов — с питанием от бытовой электросети или от бортового аккумулятора. В первом случае для запуска достаточно подключить двигатель к розетке в гараже (где в основном и хранят подобную технику) и нажать кнопку. К месту работы машина доберется своим ходом.

Аккумуляторные стартеры, конечно, удобнее, ибо завести машину реально в любом месте. Для подзарядки аккумулятора служит встроенный в двигатель генератор, однако можно воспользоваться и любым автомобильным зарядным устройством.

Отметим, что ручной стартер есть во всех без исключения машинах. Даже у самого мощного «13-лошадного» снегоуборщика прогретый мотор запускается «шнуром» без особых проблем. Электростартер нужен в первую очередь для запуска холодного двигателя. Так что это устройство, без сомнения, полезное, но и без него машина вполне функциональна.

Трансмиссия

Наиболее простой вариант самоходного снегоуборщика — машина с одной фиксированной скоростью движения. Но обычно их больше: пять или шесть передних и одна-две задние.

Низшие передачи применяют для уборки «тяжелого» снега — плотно слежавшегося, мокрого, перемешанного с кусками льда… Средние годятся для свежевыпавшего. Последние, самые «быстрые», предназначены только для транспортировки, в работе они, как правило, не используются.

Встречаются машины с вариатором или даже с гидростатической трансмиссией, позволяющей плавно регулировать скорость.

Маневрирование

Крутящий момент одинаково передается на оба колеса. И чем тяжелее машина, тем труднее ее развернуть, хотя на скользком покрытии, например на обледеневшем асфальте, даже женщина без особых усилий развернет стокилограммовый агрегат. Но если маневрировать нужно часто, то желательно иметь что-то вроде дифференциала — устройства, которое «развяжет» колеса, дав возможность одному крутиться быстрее другого.

Механизмы разблокировки встречаются разные: быстросъемные шплинты на осях, кнопки, также расположенные на осях. Чтобы их нажать, требуется меньше времени, чем для выемки шплинта. Или «автоматические», включающиеся с панели оператора.

Есть еще вариант — притормаживание одного из колес рычагом с панели управления. У машин, оснащенных подобным механизмом, под основными рукоятками расположены рычажки-«крючки». Они служат для включения дифференциала и приостановки соответствующего колеса. В итоге машина разворачивается сама. Этот прием популярен, в частности, у гусеничных снегоуборщиков.

Шнеки

Особое значение производители придают форме рабочей кромки шнеков. Она бывает как абсолютно гладкой, так и зубчатой, причем форма и количество зубьев у разных моделей различны. Это могут быть просто неглубокие прямоугольные впадины или «настоящие» зубы, когда шнеки напоминают диск циркулярной пилы. Принято считать, что гладкие кромки подходят для уборки свежевыпавшего снега, а зубчатые — для уже успевшего слежаться и набрать прочность.

У одноступенчатых машин шнеки при работе касаются грунта. Поэтому на таких моделях они либо металлические обрезиненные, либо цельные резино-пластиковые, что сводит к нулю риск повреждения дорогостоящего декоративного покрытия дорожек. Кроме того, резино-пластиковый шнек легче переносит столкновение с камнями и бордюрами — он не ломается и не деформируется. А вот металлический, пусть и обрезиненный, в такой ситуации может и сломаться.

Балансировка

Для снегоуборщика взаимное расположение центра тяжести машины и колесной оси — важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самая лучшая «развесовка» у того агрегата, центр тяжести которого находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.

Однако есть и обратная сторона медали: чем сильнее нагружен «нос», тем лучше снегоуборщик вгрызается в плотные нижние слои слежавшегося снега. Иначе возможна ситуация, когда машина будет удалять только верхний слой, не «докапываясь» до основания. Чтобы не допустить «халтуры», снегоуборщики оснащают специальными подрезными ножами — острыми горизонтальными пластинами в основании снегозагребного ковша. Они-то и призваны обеспечивать нормальное заглубление и обычно справляются с этой задачей.

Есть модели, снабженные механизмом переноса центра тяжести. При работе его смещают вперед, чтобы нагрузить «нос»; для транспортировки — наоборот, назад.

Регулировка направления и высоты выброса

Она есть у любой машины. Направление задают поворотом выпускного желоба. У самых простых моделей для этого служит рукоятка, жестко прикрепленная к выпускному желобу. Чаще встречается червячная передача — для поворота надо крутить специальную ручку, размещенную для удобства рядом с оператором.

Порой встречается конструкция на основе тросика, блоков и управляющего рычага. Преимущество такого исполнения в том, что механизм поворота крепится к желобу в его верхней части, где меньше скапливается снег, а значит, и меньше вероятность обледенения. Изредка встречаются тяжелые снегоуборщики с электрическим приводом механизма регулировки направления.

Под высотой выброса обычно понимают угол в вертикальной плоскости. Угол меняют козырьком на желобе: повернул вниз — снег летит почти горизонтально, поднял вверх — и он устремился ввысь.

Самый простой способ регулировки — ручной: подошел, потянул в нужную сторону и всё. У профессиональных машин на панели оператора есть рычаг, которым изменяют высоту, не прерывая движения. Это удобно, например, при расчистке парковок, когда приходится постоянно менять параметры выброса, чтобы не завалить стоящие машины. Кстати, «дальнобойность», заявляемую производителями, можно трактовать лишь как максимально возможную при определенных условиях. Она напрямую зависит от ветра и типа снега.


Все статьи